115054, Москва ул.Дубининская, д.57, стр.1, БЦ «Brent City», офис 303
+7 495 636 28 73 | +7 800 700 17 36

Не хватило смелости: каким могло бы стать Московское метро

На конкурсе дизайна новых станций метро городские власти отклонили несколько необычных проектов, которые могли изменить облик и восприятие столичной подземки.

Конкурс на создание интерьеров станций «Терехово» и «Нижние Мневники» на западе Москвы перешел во второй тур. Городские власти отобрали десять проектов, которые вышли в финал: теперь за победу будут бороться доработанные концепции конкурсантов.

При выборе финалистов городские власти оставили за бортом несколько необычных проектов, способных изменить восприятие столичной подземки. Среди проигравших — известные архитекторы, они могли бы внести новые смыслы в визуальное оформление станций. Редакция «РБК-Недвижимости» собрала шесть проектов, на одобрение которых у городских властей не хватило смелости.

Детская комната (ABD Architects)

Концепция московского архитектурного бюро АBD architects напоминает детскую игровую зону: во входных группах размещены веселые иллюминаторы, похожие на игрушечные спасательные круги, а в вестибюле на полном серьезе стоит разноцветная мебель. Авторы назвали это место «зоной ожидания»: здесь пассажиры могут отдохнуть перед спуском под землю. Ключевые элементы станции выполнены в ярких цветах. Дежурные сидят в синих кабинах, ассоциирующихся с поездами из мультфильмов, крокодилоподобные турникеты стали зелеными, а эскалаторы — алыми. Наконец, наземный вход в метро создан в стилистике рыбацкой хижины или домика на дереве: стены эмулируют деревянные доски с просветами, сквозь которые пробивается освещение. Идеальные декорации для детского фильма.

Желтые шары (IND Architects)

Руководитель московской студии IND Architects Амир Идиатулин назвал рисунки на стенах в своем проекте «наивной графикой». Дизайн IND — это черно-белый футуризм с ярко-желтыми пятнами светильников и скамеек. Впрочем, шарообразные люстры — не самый необычный элемент интерьера. По всей станции планировалось установить серию современных скульптур, вдохновленных творчеством французского художника Ксавье Вейана. Среди них — огромная желтая фигура человека, который разговаривает по мобильному телефону.

Потолок из травы (Offcon)

Обширные зоны озеленения в общественных пространствах — далеко не новый тренд в Европе, Америке и Сингапуре. Между тем для России такие проекты по-прежнему в новинку. Даже в домах вертикальная зелень встречается нечасто, если же говорить о публичных зонах, то здесь об интеграции растений задумываются еще реже. Исправить это упущение попробовала российская студия Offcon: компания разработала проект станции «Нижние Мневники» с зелеными панно на стенах и на потолке, в оформлении планировалось использовать как искусственную, так и настоящую траву. Увы, во второй тур конкурса экологичный проект не прошел.

Стрит-арт (Frontacrchitecture)

Архитектурное бюро Frontarchitecture предложило ввести уличную графику в дизайн метро: лейтмотивом этой концепции стал стрит-арт и работы местных художников, которые могли бы помочь в оформлении станции. Холл и все вертикальные поверхности украшены особой графикой на стыке модернизма и современного граффити. «Стилеобразующим элементом является форма кривой, напоминающая изгиб реки, а также вытянутый эллипс — аллюзия формы спортивной байдарки. По многим поверхностям проложены графичные текстуры, которые олицетворяют динамику реки и ведут пассажиров», — объяснил партнер Frontarchitecture Владислав Спицын. Эллипс нашел свое отражение в наружном павильоне. Крыша этого строения выполнена в форме овала, в центре которого вырезано отверстие: авторы называют эту дырку «лункой для гольфа». Через это отверстие прорастает дерево, рядом с ним предусмотрена скамья.

Рыбы (Цимайло, Ляшенко и партнеры)

Водную тему выбрали многие архитекторы: некоторые прямо называют метро «подземной рекой» и в соответствии с этой концепцией насыщают дизайн речными аллюзиями. В проекте архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры» особенно много рыб — они и на входе, и под потолком станции. Здешние рыбы не плавают в одиночку — в каждой инсталляции можно насчитать несколько десятков фигур. «Попадание в метро — это своего рода погружение, — рассказал Александр Цимайло. — В нашей концепции мы стремились создать максимально приятное ощущение. А что может быть приятнее, чем облако волшебных рыб, сопровождающее тебя в начале твоего путешествия? Символично, что Нижние Мневники в XVII веке служили значимым местом рыболовецкого промысла».

Речное дно (T+T Architects)

Одна из самых символичных и проработанных концепций станции «Нижние Мневники». Проект T+T Architects превращает вход в путешествие под воду: снаружи голубая крыша и подвесной потолок напоминают поверхность воды, внутреннее убранство — подводный мир. «Пассажиру предлагается попасть в окружение ярких инсталляций, имитирующих речное дно и его обитателей, — говорится в описании T+T Architects. — Мы отталкиваемся от налима — царской рыбы, которую исторически выращивали в деревне Мневники. Но метро — не театральная сцена. Чтобы избежать декоративности, необходимо переработать образ рыбы в функциональный элемент. В нашем случае это осветительная конструкция. Рыба становится геометричным симметричным объемом, сформированным триангулярной сеткой. Технически это алюминиевый каркас с навесными панелями из матового стекла. Внутри каркаса закреплены светодиодные лампы, подсвечивающие конструкцию. Структурную рыбу необходимо подвесить. Для этого дополняем образ металлическими тяжами контрастного цвета, вмонтированными в потолок. Рыба попалась в сеть».

Антон Погорельский